Юридический центр Адвекон
/ / / / Возраст автомобиля как сведение, необходимое для таможенных целей

Возраст автомобиля как сведение, необходимое для таможенных целей

Ввоз иномарок в нашу страну в последние два года подвергается особенно интенсивному таможенно- - тарифному регулированию. В этой связи, представляется оправданным более пристально присмотреться к одному из исторически сложившихся базовых критериев для конструирования правовых норм в данной области общественных отношений - возрасту автомобиля.

Деление автомобилей на новые и бывшие в эксплуатации в таможенных целях впервые в нашей стране стало применяться с 1 января 1991 года, т. е. с момента введения в действие Товарной номенклатуры внешнеэкономической деятельности СССР (ТН ВЭД СССР), которая в свою очередь базировалась на Гармонизированной системе описания и кодирования товаров (ГС) и Комбинированной номенклатуре Европейского Экономического союза (КН ЕЭС).

Позднее, когда возникает необходимость дифференцировать размер таможенных платежей в зависимости от возрастов ввозимых автомобилей, в таможенном законодательстве РФ появляются первые определения их возрастных категорий. Сначала - для упрощенного, льготного порядка перемещения [2] (далее - перемещение физическими лицами), а потом - и для общего порядка и условий тарифного и нетарифного регулирования [3] (далее - перемещение юридическими лицами).

Длительное время автомобили были поделены только на две возрастные категории, а переход из одной возрастной категории (новые автомобили) в другую (автомобили, бывшие в эксплуатации) происходил при достижении автомобилем 3 лет (см., например: постановления Правительства РФ от 06.05.1995 № 454 «Об утверждении ставок ввозных таможенных пошлин»; [4] от 18.07.1996 № 808 «О порядке перемещения физическими лицами через таможенную границу РФ товаров, не предназначенных для производственной или иной коммерческой деятельности»[5]).

Но относительно недавно категория автомобилей, бывших в эксплуатации, была дополнительно разделена на две подкатегории: автомобили, с момента выпуска которых прошло более 7 лет, и прочие автомобили. Так, для автомобилей, ввозимых юридическими лицами, такое разделение произошло с 1 января 2002 года, т. е. с момента вступления в силу постановления Правительства РФ от 30.11.2001 № 830 «О Таможенном тарифе РФ и Товарной номенклатуре, применяемой при осуществлении внешнеэкономической деятельности»;[6] а для автомобилей, ввозимых физическими лицами, - с 4 октября 2002 года, т. е. с момента вступления в силу постановления Правительства РФ от 30.08.2002 № 643 «О внесении изменений в постановление Правительства РФ от 10.07.1999 № 783».[7]

При этом перепад в суммах таможенных платежей, подлежащих уплате, на каждом из возрастных рубежей (3 года и 7 лет) тогда был весьма значительным, иногда более чем в два раза.[8] Поэтому даже минимальной погрешности при определении возраста автомобиля зачастую было достаточно, чтобы ставки таможенных пошлин проделали путь от стимулирующих ввоз автомобилей на территорию РФ до практически его запрещающих и наоборот.

В дальнейшем, для физических лиц наметилась тенденция чуть более равномерного распределения фискальной нагрузки по возрастным категориям ввозимых автомобилей, обусловленная, с одной стороны, повышением с 26 июля 2003 года уровня таможенных платежей при ввозе автомобилей в возрасте от 3 до 7 лет;[9] а с другой стороны, фактическим снижением с 1 января 2004 года их уровня при ввозе новых автомобилей.[10] Но в целом, это не привело к заметному изменению ситуации вокруг возраста ввозимого автомобиля.

По-прежнему, возможные потери для федерального бюджета, если ошибка произошла в пользу частного лица, перемещающего автомобиль, а равно дополнительные незаконные обременения для данного лица, если ошибка произошла в пользу государства, могут быть довольно существенными. Так, при ввозе автомобиля на грани 7 лет юридическим лицом они могут составить порядка 3200 евро, а при ввозе таких автомобилей физическими лицами - 2200 евро. Не меньше, а в отдельных случаях в несколько раз больше, выглядят и аналогичные показатели для автомобилей в возрасте на грани 3 лет, которые могут достигать величин свыше 2100 и свыше 10 000 евро соответственно.[11]

На этом фоне противоречивость правовых норм, связанных с определением возраста автомобиля, неполнота и нечеткость их формулировок, являются причиной образования той правовой бреши, через которую при взимании таможенных платежей достаточно регулярно, вот уже на протяжении десяти лет, размывались и продолжают размываться не только объемы налоговых поступлений в федеральный бюджет, но и принципы надлежащего исполнения права.

Хочется думать, что ни государству, которое ожидает от своих действий по таможенно - тарифному регулированию ввоза автомобилей определенного экономического результата, ни частным лицам, чья деятельность подвергается такому регулированию, по большому счету не выгодно, чтобы установленные правила игры применялись произвольно. Так как это ведет к нестабильности в области взимания таможенных платежей, от которой проигрывают все добросовестные участники данных отношений.

Возраст автомобиля изменяется непрерывно. Поэтому на грани возрастных рубежей смена категорий и подкатегорий возрастов ввозимых автомобилей происходит стремительно и неизбежно. В практике перемещения автомобилей нередки случаи, когда автомобиль в момент пересечения таможенной границы относится к одной, а в момент принятия таможенной декларации уже к следующей возрастной категории. В связи с этим, вопрос о том, какой из этих моментов имеет юридическое значение, а какой не имеет, является одним из принципиальных вопросов, подлежащих разрешению в соответствующих нормах таможенного законодательства.

Раньше в таможенном законодательстве данный вопрос был полностью урегулирован на уровне специальных правовых норм - понятий, непосредственно предназначенных для определения возраста автомобиля. В частности, «новыми транспортными средствами» признавались транспортные средства со сроком эксплуатации за пределами РФ до 1 года или при пробеге до 20 тыс. километров (пункт 6 «Порядка перемещения физическими лицами через таможенную границу РФ товаров, не предназначенных для производственной или иной коммерческой деятельности», утвержденного постановлением Правительства РФ от 23.12.1993 № 1322 (период действия с 01.01.94 г. по 31.07.96 г.)). Из чего напрямую следовало, что возраст автомобиля нужно рассчитывать на момент пересечения таможенной границы РФ.

К сожалению, во всех действовавших затем аналогичных специальных правовых нормах - понятиях подобная определенность была утрачена. При этом данные правовые нормы, предельно четко описывая порядок установления момента изготовления автомобиля, [12] вместе с тем, ничего не предлагали и не предлагают для второго существенного момента, обычно необходимого для идентификации любого временного промежутка, - момента, на который возраст этого автомобиля следует рассчитывать для таможенных целей. Иначе говоря, в этих правовых нормах из двух моментов, необходимых для исчисления возраста автомобиля, а именно, моментов начала и окончания отсчета возраста автомобиля, - определен только первый.

Так, на сегодняшний день правовые нормы, подлежащие применению при ввозе автомобилей физическими лицами, ограничиваются констатацией того, что все автомобили в зависимости от их возрастов делятся на автомобили, с момента выпуска которых прошло не более 3 лет; автомобили, с момента выпуска которых прошло более 3 лет, но не более 7 лет; и автомобили, с момента выпуска которых прошло более 7 лет (пункт 11 «Положения о применении единых ставок таможенных пошлин, налогов в отношении товаров, перемещаемых через таможенную границу РФ физическими лицами для личного пользования», утвержденного постановлением Правительства РФ от 29.11.2003 № 718). Не лучше дело обстоит и с правовыми нормами, подлежащими применению при ввозе автомобилей юридическими лицами, согласно которым термин «бывшие в эксплуатации» применяется к транспортным средствам, с момента выпуска которых прошло 3 года или более, независимо от величины пробега автотранспортного средства; сюда же включаются и «автомобили, с момента выпуска которых прошло более 7 лет»; а все остальные транспортные средства, соответственно, считаются «новыми» (См.: Дополнительные примечания РФ к группе 87 Товарной номенклатуре внешнеэкономической деятельности РФ (далее - ТН ВЭД РФ) (пункт 1, абзац второй) / «Таможенный тариф РФ», утвержденный постановлением Правительства РФ от 30.11.2001 № 830 (далее - Таможенный тариф РФ)).

Предшествующие же правовые акты, на основе которых еще относительно недавно должен был разрешаться данный вопрос, не только не вносили в него никакой ясности, но, более того, часто содержали не корректные, а иногда и просто противоречащие закону формулировки. [13]

В результате в практике таможенного оформления на долгие годы закрепилась ошибочная правовая позиция, согласно которой возраст автомобиля необходимо рассчитывать на момент принятия таможенной декларации (См.: письмо ГТК России от 09.06.1998 № 06-10/12022). [14]

В действительности, для восполнения пробела, касающегося момента фиксирования возраста ввозимого автомобиля для таможенных целей, необходимо применить систематическое толкование интересующей нас нормы права, которое заключается в восстановлении в полном виде содержания специальной нормы на основе содержания связанной с ней общей нормы. [15]

Очевидно, что для этого придется найти такую общую норму, которая будет связана с юридическим предназначением возраста ввозимого автомобиля. При этом теоретически данная связь может быть как более тесной, если юридическое предназначение возраста автомобиля иметь в виду в узком смысле (т. е. юридическое предназначение конкретного параметра данного транспортного средства - возраста автомобиля); так и менее тесной, если юридическое предназначение возраста автомобиля иметь в виду в широком смысле (т. е. юридическое предназначение вообще параметров данного транспортного средства как товара, перемещаемого через таможенную границу). Соответственно, в первом случае можно говорить об общих нормах, так называемого, ближнего круга, а во втором - об общих нормах, так называемого, дальнего круга.

В свою очередь, для понимания юридического предназначения возраста автомобиля в узком смысле целесообразно проанализировать правовые нормы таможенного законодательства, в которых используются понятия, связанные с возрастом автомобиля, посредством логико - юридического толкования.[16] В результате подобного анализа можно установить, что данные нормы сконструированы таким образом, что то или иное значение возраста автомобиля фактически предопределяет выбор правовой нормы с большей или меньшей ставкой таможенной пошлины, а равно единой ставкой таможенных пошлин и налогов.

Так, в случае перемещения автомобилей через таможенную границу юридическими лицами гипотезами правовых норм, сформулированных на основе возраста автомобиля, фактически являются соответствующие тексты товарных позиций ТН ВЭД РФ, в которой все автомобили постольку, поскольку они перемещаются через таможенную границу в качестве товаров, разделены (классифицируются) по кодам товаров. В Таможенном тарифе РФ коды товаров со ставками таможенных пошлин сведены в единую систему, в которой каждому коду товаров соответствует своя ставка таможенной пошлины.

К примеру, при ввозе на таможенную территорию РФ легковых автомобилей, с двигателем внутреннего сгорания с искровым зажиганием и с возвратно-поступательным движением поршня прочих, с рабочим объемом двигателя более 1800 куб. см., но не более 3000 куб. см. (описание товарной субпозиции 8703 23 ТН ВЭД, являющееся общей частью гипотез нескольких правовых норм) взимаются следующие ставки таможенных пошлин:

- в размере 25 процентов от таможенной стоимости, но не менее 1,8 евро за 1 куб. см. объема двигателя (диспозиция первой правовой нормы), если ввозится новый автомобиль, т. е. автомобиль, с момента выпуска которого прошло менее трех лет, независимо от величины пробега (описание кода товара 8703 23 192 0 ТН ВЭД, являющееся специальной частью гипотезы первой правовой нормы);

- в размере 25 процентов от таможенной стоимости, но не менее 0,55 евро за 1 куб. см. объема двигателя (диспозиция второй правовой нормы), если ввозится автомобиль, бывший в эксплуатации прочий, т. е. с момента выпуска которого прошло три года или более, но не более семи лет, независимо от величины пробега (описание кода товара 8703 23 902 9 ТН ВЭД, являющееся специальной частью гипотезы второй правовой нормы);

- в размере 2,2 евро за 1 куб. см. объема двигателя (диспозиция третьей правовой нормы), если ввозится автомобиль, бывший в эксплуатации, с момента выпуска которого прошло более семи лет, независимо от величины пробега (описание кода товара 8703 23 902 1 ТН ВЭД, являющееся специальной частью гипотезы третьей правовой нормы).

К аналогичным выводам также можно придти, анализируя соответствующие положения актов таможенного законодательства, применяемых при перемещении автомобилей физическими лицами для личного пользования (постановления Правительства РФ от 10.07.1999 № 783 «Об утверждении Положения о перемещении товаров физическими лицами через таможенную границу РФ» (период действия с 15.09.1999 г. по 31.12.2003 г.), от 29.11.2003 № 718 «Об утверждении Положения о применении единых ставок таможенных пошлин, налогов в отношении товаров, перемещаемых через таможенную границу РФ физическими лицами для личного пользования» (период действия с 01.01.2004 г. по настоящее время)).

Таким образом, в таможенных отношениях юридическое предназначение возраста автомобиля в узком смысле состоит в том, что он (возраст автомобиля) является сведением, необходимым для таможенной цели уплаты таможенных платежей.

В связи с этим, для восполнения пробела в специальной норме, непосредственно направленной на определение возраста автомобиля, необходимо найти такую общую норму, содержание которой было бы связано с содержанием данной специальной нормы через единое для них связующее звено - необходимость для таможенной цели уплаты таможенных платежей.

Надо сказать, что объем обязанности по уплате таможенных платежей зависит не только от возраста автомобиля, изменяющегося во времени, но и от целого ряда иных параметров этого автомобиля, во времени не изменяющихся. Вместе с тем, в целом этот объем, в том числе и та его часть, которая зависит от возраста автомобиля, непрерывно изменяющегося во времени, формируется в момент возникновения самой обязанности по уплате таможенных платежей. Поэтому момент окончания отчета возраста автомобиля (специальная норма) для таможенной цели определения размера таможенных платежей должен совпадать с моментом возникновения обязанности по их уплате (общая норма).

В этом смысле «необходимость для таможенной цели уплаты таможенных платежей» будет являться тем связующим звеном, которое позволит использовать содержание общей нормы, посвященной моменту возникновения обязанности по их уплате, для восстановления в полном виде содержания специальной нормы, посвященной определению возраста автомобиля.

В новом Таможенном кодексе РФ [17] (далее - ТК РФ), который вступил в силу с 01.01.2004 года, такая общая норма имеется: «при ввозе товаров на таможенную территорию РФ обязанность по уплате таможенных пошлин и налогов возникает с момента пересечения таможенной границы» (пункт 1 статьи 319 ТК РФ). Из чего следует, что возраст автомобиля как сведение, необходимое для таможенной цели уплаты таможенных платежей, нужно рассчитывать на момент пересечения таможенной границы РФ.

Вместе с тем, представляет определенный интерес и то, каким образом должен был разрешаться данный вопрос на основе предшествующих актов таможенного законодательства. Сразу надо сказать, что они не в состоянии были восполнить данный пробел, исходя из юридического предназначения возраста автомобиля в узком смысле. Поскольку содержащиеся в них соответствующие нормы сами, в свою очередь, были сформулированы для этого не достаточно четко.

Так, в соответствии со статьей 110 ТК РФ (ред. 1993) таможенные платежи уплачивались при перемещении товара через таможенную границу РФ; согласно пункту 19 статьи 18 ТК РФ (ред. 1993) таможенная пошлина - платеж, взимаемый таможенными органами при ввозе товара на таможенную территорию РФ или при его вывозе с этой территории и являющийся неотъемлемым условием такого ввоза или вывоза. Из этих правовых норм следовало только то, что если автомобиль ввозится на таможенную территорию РФ, то возникает обязанность уплатить таможенные платежи. Вместе с тем, когда конкретно возникает данная обязанность, на основе чего можно было бы установить ее объем, из содержания данных норм не понятно.

Известно было лишь, когда должны уплачиваться таможенные платежи - до принятия или одновременно с принятием таможенной декларации (статья 119 ТК РФ). Однако, момент фиксирования объема обязанности по уплате таможенных платежей и момент исполнения обязанности по уплате таможенных платежей в данном объеме ни нормативно, ни логически не совпадали.

При таких обстоятельствах использование названных общих норм ближнего круга оказывается недостаточным для восстановления в полном виде содержания специальной нормы, посвященной возрасту автомобиля. Поэтому необходимо задействовать общие нормы дальнего круга, связанные с юридическим предназначением возраста автомобиля в широком смысле.

В связи с этим, следует отметить, что в соответствии с законодательством РФ код товара ТН ВЭД является сведением необходимым для таможенных целей. [18] При этом, в нем сконцентрирована вся имеющая значение информация о товаре, в том числе и о его возрасте. Следовательно, возраст товара (в данном случае автомобиля) также представляет собой сведение, необходимое для таможенных целей.

Не говоря уже о том, что, если возраст автомобиля является сведением, необходимым для какой-то конкретной таможенной цели (в нашем случае - для таможенной цели уплаты таможенных платежей), то он, естественно, в силу этого относится и в целом к разряду сведений, необходимых для таможенных целей.

Таким образом, в таможенных отношениях юридическое предназначение возраста автомобиля в широком смысле состоит в том, что он (возраст автомобиля) является сведением, необходимым для таможенных целей.

Поэтому для восполнения пробела в специальной норме, непосредственно направленной на определение возраста автомобиля, в данном случае нужно было найти такую общую норму, содержание которой было бы связано с содержанием этой специальной нормы через единое для них связующее звено - необходимость для таможенных целей.

На основании статьи 169 ТК РФ (ред. 1993 г.) сведения, необходимые для таможенных целей, - это сведения о тех товарах, которые подлежат декларированию в таможенной декларации. Нормативная же определенность сведений о товарах, декларируемых в таможенной декларации, состоит в том, что в силу статьи 168 ТК РФ (ред. 1993 г.) они являются сведениями о товарах, перемещаемых через таможенную границу РФ. Следовательно, можно сказать, что для таможенных целей необходимы сведения о товарах, перемещаемых через таможенную границу РФ. Применительно к нашему случаю, - о товарах, ввозимых на таможенную территорию РФ. В связи с этим, момент окончания отсчета возраста автомобиля (специальная норма) для таможенных целей должен совпадать с моментом, на который фиксируются необходимые для этих целей сведения о данном автомобиле (общая норма).

В этом смысле «необходимость для таможенных целей» будет являться тем связующим звеном, которое позволит использовать содержание общей нормы, регламентирующей, о каких товарах (или о товарах рассматриваемых на какой момент) сведения подлежат заявлению в таможенной декларации в качестве необходимых для таможенных целей, для восстановления в полном виде содержания специальной нормы, посвященной определению возраста автомобиля.

Рассмотрим, что означает термин «товар, ввозимый на таможенную территорию» в части его временной характеристики. Очевидно, что ключом к ответу на этот вопрос является уяснение смысла понятий «ввоз» и «ввозимый».

Согласно правилам русского языка, слово «ввозимый» представляет собой страдательное причастие в настоящем времени, образованное от глагола несовершенного вида «ввозить». Последнее в свою очередь образовано от существительного «ввоз». Система форм прошедшего, настоящего и будущего времени выражает противопоставление значений совпадения, предшествования и следования процесса по отношению к исходной точке отсчета времени. [19]

На основании пункта 5 статьи 18 ТК РФ (ред. 1993 г.) под ввозом товара на таможенную территорию РФ понимается фактическое пересечение товаром таможенной границы РФ. В этом смысле, один и тот же товар, если его рассматривать: на момент после пересечения таможенной границы РФ, будет являться «товаром, ввезенным на таможенную территорию РФ»; непосредственно в момент пересечения - «товаром, ввозимым на таможенную территорию РФ»; и, наконец, в момент перед пересечением - «товаром, подлежащим ввозу на таможенную территорию РФ». С этой точки зрения для такого процесса как ввоз товара на таможенную территорию РФ исходной точкой отсчета времени, необходимой для отграничения друг от друга временных форм прошедшего, настоящего и будущего времени, будет являться момент, на который рассматривается данный товар.

В связи с этим, настоящее время причастия «ввозимый» означает, что момент, на который рассматривается товар (в нашем случае - автомобиль), должен совпадать с моментом пересечения им таможенной границы РФ. Поэтому термин «товар, ввозимый на таможенную территорию» в части его временной характеристики означает товар в момент нахождения его на таможенной границе.

Следовательно, положения статей 168, 169 ТК РФ (ред. 1993 г.) позволяют сделать вывод о том, что необходимым для таможенных целей является такой возраст автомобиля, которым этот автомобиль обладал именно в момент его нахождения на таможенной границе.

Таким образом, в старом ТК РФ, который утратил силу 31.12.2003 г., также существовала такая общая норма (статьи 168, 169 ТК РФ (ред. 1993 г.) в их взаимосвязи), из которой следовало, что возраст автомобиля как сведение, необходимое для таможенных целей, нужно рассчитывать на момент пересечения таможенной границы РФ.

Кроме того, помимо пробела в нормативном правовом акте, связанного с отсутствием в нем положений, определяющих для таможенных целей момент окончания отсчета возраста автомобиля, в действующем таможенном законодательстве РФ имеются нормы, свидетельствующие о противоречивом подходе к определению одного из возрастных рубежей.

Так, согласно Дополнительным примечаниям РФ к товарной группе 87 ТН ВЭД РФ [20] термин ''бывшие в эксплуатации'' применяется к транспортным средствам, с момента выпуска которых прошло 3 года или более, независимо от величины пробега автотранспортного средства.

Посредством грамматического толкования [21] гипотезы данной нормы можно установить, что в ней перечислены транспортные средства, объединенные единым признаком - ''бывшие в эксплуатации''. Поэтому обозначающие их однородные члены предложения не могут находиться в отношениях взаимоисключения. Следовательно, союз ''или'' применен в этой норме в смысле дополнения последнего члена перечисления к предшествующему. [22]

Вместе с тем, в данной норме речь идет о совокупности транспортных средств, так как название определяемого в ней термина приведено во множественном числе. В связи с чем, в определенную таким образом совокупность входят все перечисленные в данной норме транспортные средства, а именно, автомобили, с момента выпуска которых прошло 3 года ровно (предшествующий член перечисления), а также автомобили, с момента выпуска которых прошло более 3 лет (последний член перечисления, дополненный к предшествующему).

Поэтому, если ввозится транспортное средство, с момента выпуска которого прошло 3 года ровно, его нужно отнести к возрастной категории ''транспортные средства, бывшие в эксплуатации'', поскольку данный признак указан в гипотезе рассматриваемой нормы. Соответственно, к возрастной категории ''новые транспортные средства'' такой автомобиль уже относиться никак не может, так как в эту категорию входят автомобили в возрасте менее 3 лет.

В то же время, согласно пункту 11 «Положения о применении единых ставок таможенных пошлин, налогов в отношении товаров, перемещаемых через таможенную границу РФ физическими лицами для личного пользования», утвержденного постановлением Правительства РФ от 29.11.2003 № 718, в первую временную категорию (назовем ее по аналогии - ''новые автомобили'') входят автомобили, с момента выпуска которых прошло не более 3 лет. Следовательно, здесь в одной возрастной категории - ''новые автомобили'' объединены как автомобили, с момента выпуска которых прошло 3 года ровно, так и автомобили, с момента выпуска которых прошло менее 3 лет.

Таким образом, автомобили, с момента выпуска которых прошло 3 года ровно, относятся к категории новых автомобилей, если ввозятся с применением упрощенного, льготного порядка, и одновременно - к категории бывших в эксплуатации, если ввозятся с применением общего порядка и условий тарифного и нетарифного регулирования.

Интересно, что отмеченное противоречие - изобретение последнего времени. Так, согласно определению, приведенному в предыдущей редакции Таможенного тарифа РФ, автомобиль считался бывшим в употреблении, [23] если с момента его выпуска прошло 3 года и более, независимо от величины пробега.[24] Однако, нужно отметить, что, в отличие от действующего аналогичного определения, термин ''автомобиль, бывший в употреблении'' был приведен в единственном числе. Поэтому однородные члены предложения, соединенные союзом ''и'', обозначали не совокупность нескольких автомобилей, а совокупность признаков одного и того же автомобиля, которым он должен был одновременно удовлетворять для того, чтобы относиться к возрастной категории ''бывший в употреблении''. [25] При таких обстоятельствах выражение «3 года и более» равнозначно выражению «более 3 лет», так как с момента выпуска каждого бывшего в употреблении автомобиля должно пройти не только 3 года, но и еще некоторое количество времени.

Поэтому в действовавших тогда Таможенном тарифе РФ и «Положении о перемещении товаров физическими лицами через таможенную границу РФ», утвержденного постановлением Правительства РФ от 10.07.1999 № 783, наблюдался единый подход по вопросу разделения автомобилей по возрастным категориям, а именно, в возрасте до 3 лет включительно они относились к новым автомобилям, а в возрасте более 3 лет - к автомобилям, бывшим в употреблении.

Более того, такого противоречия не было даже в тот период нашей истории, когда одновременно [26] существовали два совершенно разных определения ''автомобилей, бывших в употреблении''. Как следовало из постановления Правительства РФ от 23.12.1993 № 1322 «О порядке перемещения физическими лицами через таможенную границу РФ товаров, не предназначенных для производственной или иной коммерческой деятельности» таковым считался автомобиль со сроком эксплуатации за пределами РФ не менее 1 года или при пробеге не менее 20 тысяч км. Напротив, согласно постановлению Правительства РФ от 06.05.1995 № 454 «Об утверждении ставок ввозных таможенных пошлин» [27] - автомобиль, с момента выпуска которого прошло 3 и более года, независимо от величины пробега.

Тем не менее, на практике данные нормы друг с другом не пересекались, поскольку первая подлежала применению при ввозе автомобилей в упрощенном, льготном порядке, а вторая - с применением общего порядка и условий тарифного и нетарифного регулирования. Переход же с одного порядка на другой законодательством тогда предусмотрен не был.

Иная ситуация складывается в действующем законодательстве. Так, на основании статей 281 (пункты 1 и 2), 285 (пункт 1) ТК РФ, пункта 3 «Положения о порядке таможенного оформления товаров, перемещаемых через таможенную границу РФ физическими лицами для личного пользования», утвержденного постановлением Правительства РФ от 27.11.2003 № 715,[28] вопрос о том, ввозится ли автомобиль для личного пользования физическим лицом или для его нужд, связанных с осуществлением предпринимательской деятельности; и соответственно, подлежит ли применению упрощенный, льготный или общий порядок таможенного оформления, - может быть решен должностным лицом таможенного органа исходя из заявленного данным лицом предназначения ввозимого автомобиля. Кстати, соотношение ставок таможенных пошлин и единых ставок таможенных пошлин, налогов сейчас таково, что физическому лицу практически всегда (за исключением, ввоза автомобилей с повышенной мощностью на единицу объема двигателя) выгоднее оформить автомобиль не в упрощенном, льготном, а именно в общем порядке. Например, при ввозе автомобиля (стоимостью 250 000 рублей и объемом двигателя 2000 куб. см.) выгода физического лица от перехода на общий порядок таможенного оформления может составить 1670 евро, а при ввозе автомобиля (стоимостью 500 000 рублей и объемом двигателя 2600 куб. см.) - 2450 евро.[29]

При таких обстоятельствах, учитывая противоречие норм действующего законодательства по поводу классификации автомобиля в возрасте 3 года ровно, к одному и тому же такому автомобилю, ввезенному одним и тем же физическим лицом, могут быть применены два разных критерия оценки его возраста с соответствующими тарифными последствиями, что для стабильности правового регулирования в области взимания таможенных платежей не очень здорово.

В заключение, можно сказать, что использование возраста ввозимого автомобиля в качестве инструмента таможенно - тарифного регулирования имеет в нашей стране давнюю историю. Тем не менее, практически в течение всего этого времени, в том числе и в настоящий момент, ситуация такова, что средства правового регулирования данного вопроса далеки от совершенства.

К тому же, данная проблема касается не только ввоза легковых автомобилей (товарная позиция 8703 ТН ВЭД). Кроме них в зависимости от возраста классифицируются также тракторы (товарная позиция 8701 ТН ВЭД), автобусы (товарная позиция 8702 ТН ВЭД), грузовики (товарная позиция 8704 ТН ВЭД), двигатели и запасные части к ним (товарные позиции 8707 и 8716 ТН ВЭД), а также двигатели для силовых установок (товарная позиция 8408 ТН ВЭД). При этом ставки ввозных таможенных пошлин для этих товаров разных возрастных категорий также существенно отличаются друг от друга.

В итоге, потери экономические, связанные с неверной классификацией товаров из-за ошибок при определении их возрастов, а равно правовые, обусловленные ненадлежащим исполнением права в данной области таможенных отношений, на самом деле, имеют более значительный размер, чем это может показаться на первый взгляд.

Опубликовано в журнале «Журнал Российского права». № 8. 2004

Заказать звонок Заказать звонок