Суд по договору перевозки

Юридические услуги в сфере железнодорожных, авиа- и автомобильных перевозок. Разовые услуги или полное сопровождение под ключ.
Опыт юристов в сфере транспорта – более 20 лет.

Претензия  перевозчику

Составим грамотную претензию за 1 день

Закон устанавливает обязательный претензионный порядок до предъявления иска к перевозчику (ст. 797 ГК РФ). Причем, должен быть учтен в первую очередь Устав или Кодекс соответствующего транспортного перевозчика.

В ряде ситуаций грамотно составленная претензия может решить спорный вопрос и без обращения в суд. Но, как показывает наша практика, если есть серьезные убытки, повреждение или полная порча груза, недостача, утрата груза, существенный срыв сроков или срыв погрузки, выгрузки, опоздание на выгрузку, невыполнение заявки и пр., превышающие ответственность по договору, добровольного исполнения требования пострадавшей стороны не будет.

Перевозчик как юридическое лицо, и его бухгалтерия, в частности, должны получить решение Арбитражного суда для установления размеров компенсаций и убытков, которые следует оплатить за невыполнение взятых предприятием обязательств. Поэтому, чаще всего, встречная сторона (перевозчик) пишет ответ на претензию с дальнейшими действиями в Арбитраже.

Срок выставления претензий перевозчику – срок исковой давности по требованиям, вытекающим из перевозки груза, устанавливается в один год с момента, определяемого в соответствии с транспортными уставами и кодексами.

Обе стороны спора должны подготовить акт сверки и документы, доказывающие их правовую позицию, в т.ч. документ, удостоверяющий количество и стоимость отправленного груза.

Если для решения спора приглашается юрист, то это должен быть узкопрофильный специалист, хорошо знакомый с технологиями таких споров. Именно он  должен указать на «узкие места» в документах, показать возможность правильной правовой позиции и позитивного результата. С учетом документов встречной стороны юридическая позиция  должна быть уточнена и дополнена. Можем рекомендовать Вам нашего юриста с опытом работы по таким спорам – 30 лет!

Куда предъявлять претензию к перевозчику?

Претензии и иски всегда предъявляются к Перевозчику. Но с определенными тонкостями.

Транспортными уставами и кодексами предусмотрен следующий порядок предъявления претензий:

  • При перевозках грузов речным транспортом -  по месту их нахождения (ст. 161 КВВТ РФ).
  • при перевозках морским транспортом  и если перевозка груза не была осуществлена -  к перевозчику, который в соответствии с договором морской перевозки груза был обязан осуществить ее.
  • при перевозках груза в смешанном сообщении -  к перевозчику, доставившему груз в конечный пункт перевозки (ст. 403 КТМ РФ).
  • При перевозках воздушным транспортом - к аэропорту пункта отправления или в аэропорт пункта назначения по усмотрению заявителя.
  • При перевозках на автомобильном транспорте - к перевозчику, выдавшему груз, а в случае полной утраты груза — к транспортной организации, принявшей груз к перевозке.
  • При перевозках железнодорожным транспортом к перевозчику (ст. 122 УЖТ), однако здесь есть ряд тонкостей..

Особенностью предъявления претензий грузоотправителей, грузополучателей, юр.диц и ИП к Перевозчику является то, что Перевозчик вправе обратиться в Арбитражный суд с иском в течение одного года, без учета требований к претензионному порядку.

Важно

  • Претензии к Перевозчику могут быть предъявлены в течение шести месяцев.
  • Претензии в отношении штрафов и пеней - в течение сорока пяти дней.
  • Особенности исчисления сроков предъявления претензий указаны в ст.123 УЖТ.

Иск к перевозчику

Составим правильный иск за 1 день.

Важно обратить внимание, что право на предъявление иска для каждой категории споров (воздушные, автомобильные, железнодорожные и пр.), конечно же,  после благополучно выполненных действий по выставленной претензии -  имеют разные субъекты спора. Для точного определения надлежащей стороны это необходимо выяснить у юриста. Есть ряд Обобщений судебной практики, которые также следует учитывать при подготовке исков и доказательной базы к судебным заседаниям.

Срок исковой давности по требованиям, вытекающим из перевозки груза, устанавливается в один год с момента, определяемого в соответствии с транспортными уставами и кодексами» (ст. 797 п. 3 ГР РФ).  Исковое заявление в  Арбитражный суд может быть предъявлено грузоотправителем или грузополучателем в случае спора, при полном или частичном отказе перевозчика в удовлетворении полученной претензии или при отсутствии ответа от перевозчика в 30-дневный срок.

Самые распространенные, конечно же,  иски следующие:

  • иски перевозчиков по договору перевозки;
  • иски грузоотправителей.  

Коротко о судебной практике по договорам перевозки, сроках

Имущественные споры, вытекающие из договора перевозки, как по искам грузоотправителей, грузополучателей, так и перевозчика имеют определенную сложность и рассматриваются в Арбитражных судах длительное время. Длительность рассмотрения дел связана с тем, что стороны приходят на суд недостаточно подготовленными, иногда возникают вопросы по имеющимся финансовым документам или составлению актов-сверок, назначении экспертизы и т.д.

Судьи Арбитражных судов в целях соблюдения сроков рассмотрения дел (2 месяца) начинают «напрягать» стороны, отказывая в заявлениях и ходатайствах.

Арбитражные споры этой категории дел (даже при достаточности документов) протекают не быстро, лишь в 15% случаев  решение принимается в 1-2 судебных заседания. Здесь, в суде, уже все понятно, но… Сторона спора должна ДО судебного процесса настолько хорошо подготовить доказательную базу, возможно, привести документы в порядок, сделать акты сверки, заказать ряд подтверждающих правоту стороны документов. Сформировать нужно не только пакет документов, показывающий ситуацию по существу, но и полномочия стороны на совершение определенных действий как по договору, так и при защите в суде.

Законодательная база по спорам , связанным с перевозкой, более сложна, чем в иных случаях законодательства. Здесь следует учитывать не только Кодексы и законы, относящиеся к предмету спора, но и Постановления верховного суда, Арбитражную практику, и что очень важно – Уставы и иные документы стороны по делу.

Одно и то же дело, при, казалось бы, равных обстоятельствах, будет решаться по-разному, не нарушая норм закона.

Претензионный порядок по Уставам и Кодексам

1. Ст.124 Воздушного кодекса РФ (ВК)

- по требованию пассажира, грузоотправителя, грузополучателя… перевозчик обязан составить коммерческий акт

п.3 До предъявления к Перевозчику иска в случае нарушения договора воздушной перевозки груза или договора воздушной перевозки перевозчику предъявляется претензия.

Претензия или заявление предъявляются в аэропорту пункта отправления или аэропорту пункта назначения по усмотрению заявителя.

- Отсутствие  К.А. (комм.акт) не лишает пассажира, грузоотправителя, грузополучателя права на предъявление претензии или иска.

Ст.126 ВК РФ – Срок предъявления претензии к перевозчику при внутренних воздушных перевозках.

Претензия к перевозчику может быть предъявлена в течение шести месяцев. Указанный срок исчисляется следующим образом:

- в случае недостачи или повреждения, порчи груза или почты, а также в случае просрочки доставки -  со дня, следующего за днем выдачи груза.

- в случае утраты груза – через 10 суток по истечении срока доставки.

Перевозчик вправе принять к рассмотрению претензию по истечении установленного срока (шести месяцев), если срок  пропущен по уважительной причине.

2. Кодекс внутреннего водного транспорта РФ (КВВТ)

Ст. 161

 - до предъявления иска в связи с перевозкой пассажира, багажа, груза к Перевозчику обязательным является предъявление претензии к Перевозчику или Буксировщику.

- претензии к перевозчиками могут быть предъявлены в течение срока исковой давности.

Сроки исковой давности исчисляются в отношении:

- за утрату груза, багажа – по истечении 30 дней со дня окончания срока доставки груза

- за недостачу, повреждение груза – со дня выдачи груза, багажа

- несоблюдение срока доставки – со дня выдачи груза

Ст. 163  – Сроки рассмотрения претензии

Перевозчик обязан рассмотреть полученную претензию

по результатам уведомить в письменной форме заявителя в течение 30 дней со дня получения претензии.

Ст. 164 – Срок исковой давности

Иски к Перевозчику могут быть предъявлены в 30-дневный срок после претензии.

3. Кодекс торгового мореплавания (КТМ)

Ст.403 КТМ – Претензии к Перевозчику

До предъявления Перевозчику иска в связи с перевозкой груза в каботаже обязательным является предъявление Перевозчику претензии.

- претензии предъявляются к Перевозчику, который осуществлял перевозку груза

- претензии, вытекающие из перевозки груза в смешанном сообщении, предъявляются к Перевозчику, доставившему груз в конечный пункт перевозки.

Ст.405 КТМ – Перевозчик имеет право в двухнедельный срок после получения претензии возвратить ее без рассмотрения, если к претензии не приложены документы, предусмотренные п.1 наст.ст. (подтверждающие право на предъявление претензии и документы, удостоверяющие количество и стоимость отправленного груза)

Перевозочные документы предъявляются в подлиннике.

Ст.406 КТМ – Претензия к Перевозчику может быть предъявлена в течение срока исковой давности.

Ст.407 КТМ – Перевозчик обязан рассмотреть претензию, вытекающую из Договора морской перевозки груза в течение 30 дней со дня ее получения и уведомить заявителя об удовлетворении или отклонить ее.

Ст.408 КТМ – Срок исковой давности

- к требованиям, вытекающим из договора морской перевозки, применяется годичный срок исковой давности.

Указанный срок исчисляется по требованию.

- при утрате груза – по истечении 30 дней со дня, в который груз должен быть выдан

Ст.409 КТМ - … в заграничном сообщении – двухгодичный срок исковой давности.

4. Устав железнодорожного транспорта (УЖТ)

Ст.120 УЖТ

До предъявления Перевозчику иска, связанного с осуществлением перевозок груза, грузобагажа, порожнего грузового вагона, к перевозчику обязательно предъявляется претензия.

Предъявление претензии регулируется:

Приказ Минтранса России от 31.03.2016 №84 «Об утверждении Правил предъявления и рассмотрения претензии при перевозке грузов, порожних грузовых вагонов, не принадлежащих перевозчику, ж/д транспортом»

- К претензии должны быть приложены документы, подтверждающие предъявленные заявителем требования.

Указанные документы предоставляются в подлиннике или в форме надлежащим образом заверенных копий.

Ст.123 УЖТ

- Претензии к Перевозчику могут быть предъявлены в течение шести месяцев

- Претензии в отношении штрафов и пеней – в течение сорока пяти дней.

Указанные сроки исчисляются:

- повреждения, недостачи – со дня выдачи груза, багажа

- возмещения за утрату груза по истечении 30 дней со дня окончательного срока доставки

- просрочки доставки -  со дня выдачи груза

- взыскание штрафа за невыполнение принятой заявки по истечении 5 дней с момента взыскания штрафа

Ст.126 УЖТ

Иски перевозчиков к пассажирам, грузоотправителям (отправителям), грузополучателям, другим юридическим лицам и ИП в связи с перевозкой грузов – в течение одного года со дня наступления события.

ГенераловаАвтор текста: Генералова Н.Б.
Генеральный директор, управляющий партнер

Персональная страница

Поделитесь страницей с друзьями